Похоже я в очередной раз готовлюсь подложить под современную психологию просто убойную бомбу. В Америке эта бомба рванула лет десять назад, создав огромную шумиху в психологических кругах. Бомба эта называется "Код души", книга великого нонконформиста от юнгианской психологии, разрушителя, провокатора, трикстера и философа, Джеймса Хиллмана. Дочитывая "Код души" я понимаю насколько правильным решением было печатать некоторые книги прорыва до момента презентации чтобы прочитать по крайней мере половину того что я буду представлять. А от "Кода души" вообще сложно отлипнуть. Я бы назвал эту книгу "дерево растущее корнями вверх". Мы так привыкли что все деревья растут корнями вниз, что это заставляет нас забыть о перводреве, архетипе древа, изначальном древе, которое является перевернутым. Мы так привыкли мыслить в причинности, искать в детстве причины наших взрослых достижений и провалов, что не догадываемся что Тот кто Бросил Камень, знал куда летит этот камень с самого начала и что в самый первый момент осознания себя, на Ином уровне мы были тем же самым чем являемся сейчас. Пабло Пикассо сказал "Я не развиваюсь я есть" - эту фразу Хиллман взял в качестве провокационного эпиграфа бросающего вызов одной из любимых фантазий современной психологии - фантазии о духовном развитии. Вместо этого, Хиллман предлагает другую, укоренненную в эзотерическую и философскую традицию фантазию - фантазию о Желуде. Суть и тайна которой в том что из желудя может вырасти только дуб, а из кленового семечка только клен. И этот самый дуб, присутствует в желуде с самого начала, и осуществляет свое бытие (я есть) на протяжении всей жизни. Желудь о котором идет речь и есть Даймон. Хиллман отказывается от юнговского термина "Самость" хотя справедливости ради надо сказать что сходство здесь есть и очевидное. Отличие лишь в том, что Говоря Самость как образ Бога мы мыслим нечто единое и общее для всех, а вот Даймон у каждого свой. Точнее - если быть еще точней - каждый принадлежит своему Даймону со своей, изначально присутствующей, но уже всецело неповторимой задачей. Хиллман исследует множество судеб. Перед взором читателя проходят целые плеяды судеб. Художники и поэты, политики и военные, революционеры и консерваторы, философы и математики, убийцы и звезды эстрады. И в каждом конкретном случае, мы видим что путь звезды, путь Даймона с самого начала присутствовала в "Желуде", еще в бытии ребенка даймон простраивал реальность так, чтобы его природа была беспрепятственно (препятствия зачастую являются как раз теми самыми условиями что не поймет типичный розовый мечтатель) реализована именно так как нужно даймону. Код души - это удивительная книга, которая может быть причислена к психологии, философии или эзотеризму. В конце концов, до сих пор мне приходилось слышать много разговоров о природе Даймона но впервые я читаю книгу которая столь полно и бескомпромисно раскрывает его природу. Она будет интересна всем - думающим психологам, готовым ставить перед собой вопросы и сомневаться в незыблимости парадигмы знаний в которой он находится. Магу - для которого недостаточно чисто формальных знаний и которыму важно видеть как Таинство прорастает в центре самой жизни, и простому читателю для которого важно осознать что он всегда был и будет собой, и только осознание или неосознание этого факта определяет степень подлинности бытия. В общем, в моих руках чертова бомба, которую я бросаю в слишком закостеневшие мозги эпохи. Только бы эта книга не затерялась среди множества других.